азербайджанец (sushilshik) wrote,
азербайджанец
sushilshik

Покритикуйте, пожалуйста, доклад к Ефремовским чтениям в Вырице



Покритикуйте, пожалуйста, доклад. Написан корявым языком, это наверное мой первый доклад на гуманитарную тему курса эдак со второго. Целесообразность, связи мыслей, очевидность и разумность выводов, вообще адвекватность под большим сомнением.

Докладу на тему: «Краткий обзор требований к поведению человека согласно этикам основных древнеиндийских философий».

В Ефремовском мире коммунистического будущего часто упоминается Индия, ее философия, этические нормы, достижения психологических техник. Рассмотрим какие этические составляющие из древних философских систем Индии встречаются у Ефремова.

Первые философские системы появились в Индии в период 6-5 вв. до н.э. Их возникновение тесно связано с ведической литературо - древним письменным памятником человечества (1500-600 гг. до н.э.). Ведическая литература, особенно Упанишады, стала тем истоком, из которого возникла индийская философия.

Постепенно, к 3 веку, выявились лидеры из философского многообразия Индии: 1) чарвака, 2) джайнизм, 3) буддизм, 4) ньяя, 5) вайшешика, 6) санкхья, 7) йога, 8) миманса, 9) веданта.

Философские школы ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта считаются результатом рефлексии непосредственно над текстами Вед. Однако чарвака, джайнизм и буддизм также сохраняеют с ведами тесную преемственность.

Рассмотрим "правильное поведение" человека согласно основным системам индийской философии.



Чарвака

Чарвака - краткое обозначение материализма. Потустороннего мира не существует. В этом мире надо полагаться на чувственные восприятия, логические выводы: свидетельства авторитетов ненадежны. Земной мир наполнен страданиями, но и удовольствиями. А потому "пока живем, да будем счастливы!". Напоминает эпикурейство с присущим ему гедонизмом. В мире Ефремова герои умеют жить со вкусом, но им - занятым, ищущим, явно чужд гедонизм.

Джайнизм

Джайны считают, что живые субстанции от мельчайших организмов до человека идентичны душам (дживам). Сущность души - сознание. Души обладают различными видами сознания. Они обременены кармами, т. е. негативными тенденциями прошлой жизни. Заключаются они в том, что такие пагубные страсти, как гнев, гордость, жадность, притягивают к душе липкие частицы, карму-материю.
Чтобы не пропасть, человеку необходимо добиться освобождения души от кармы, т. е. от страсти и зависимости от телесного, материального. Это достигается посредством правильной веры в истину, правильного, т. е. всестороннего, познания, учитывающего все стороны плюралистической действительности и правильного поведения. Решающее значение в освобождении души имеет правильное поведение.
Необходимо:
- воздерживаться от нанесения какого-либо вреда живому,
- избегать лживости, высказываться доброжелательную истину,
- не воровать,
- не потворствовать своим слабостям,
- избегать привязанностей к чувственным объектам,
- практиковать везде и всегда исключительную осторожность,
- обуздывать мысли, речь и движение тела,
- практиковать прощение, смирение, честность, правдивость, чистоту, воздержание, строгость к себе, жертвенность, не привязанность к внешнему миру, безбрачие,
- размышлять о кардинальных истинах,
- побеждать силой духа все страдания и лишения,
- добиваться невозмутимости, душевной чистоты, абсолютного отсутствия жадности и совершенного поведения
Герои Ефремовского мира выполняют большинство этих требований. Конечно за исключением безбрачия, не привязанности к внешнему миру, воздержания и абсолютной осторожности как абсолютных принципов.

Буддизм

Будда выступает как против гедонизма, так и против аскетизма. Они бесполезны, так как не позволяют достичь нирваны - умиротворения и просветленности.
Четыре благородные истины Будды гласят:
- страдание существует как привязанность к существованию,
- причинами страданий являются жажда наслаждений, существования и гибели,
- уничтожением страдания выступает освобождение от этой жажды,
- к уничтожению страданий ведет восьмеричный путь: правильное видение, мысль, речь, действие, образ жизни, усилие, внимание и сосредоточение.
Правильное видение - это понимание четырех благородных истин, Правильная мысль - решимость, отказ от земного, от вражды к людям. Правильная речь - воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов. Правильное действие (поведение) не допускает уничтожения живого, воровства. Правильный образ жизни предполагает отказ от использования недозволительных средств, в том числе и для поддержания жизни. Правильное усилие - постоянное стремление поддерживать свое моральное совершенствование. Правильное внимание - акцент на бренности веществ, тела, ума, чувства. Правильное сосредоточение реализуется посредством четырех стадий:
- порождения отрешенности и чистого мышления,
- невозмутимого размышления,
- полной невозмутимости и освобождения от ощущения телесности,
- безразличия и самообладания, отсутствия всяких страданий, т. е. достижения нирваны.
У Ефремова герои следуют только части этих требований. Например, они невозмутимы, внимательны и сосредоточены, владеют медитацией, но ни в коем случае не отказываются от земного, не безразличны, не стремятся к эгоистичному личному достижению нирваны и отсутствию всяких страданий. Хоть жители Торманса сперва принимают гостей Земли за холодных и бесчувственных роботов, но потом понимают, что внутри землян скрыты глубокие, развитые чувства. Герои Ефремова готовы страдать и даже гибнуть ради борьбы за знание, прогресс, свободу, справедливость.

Вайшешика

Подобно другим философским школам, вайшешика ставит своей целью избавление человека от страданий, которое достигает в том числе и путем познания. С этой целью развивается система онтологии, предшествующая этическим представлениям. Вайшешика рассматривает семь категорий: субстанция, качество, действие, общность, особенность, присущность, небытие. Видов субстанции всего девять: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа и ум.
Моральный аспект включается в онтологическую систему путем особого истолкования кармы, поступков людей. Их достоинства и недостатки накапливаются в эфире, времени, пространстве, душе и уме. В случае накопления моральных недостатков мир разрушается верховным правителем, богом.
Теория познания вайшешика развита в меньшей степени нежели чем в ньяя.

Ньяя

Ньяя во многом сходна с вайшешика. Назначением философии считалось освобождение человека (мокша). В отличие от вайшешиков найяики основным средством спасения считали логику и теорию познания.
Ньяя признает наличие четырех самостоятельных источников истинного познания: восприятия (пратьякша), вывода, или заключения (анумана), сравнения (упамана) и свидетельства, или доказательства (шабда).Объектами познания, согласно школе ньяйи, служат: наше я, тело, чувства и их объекты, познавательная способность, ум, деятельность, умственные дефекты, повторное рождение, чувства удовольствия и боли, страдание и свобода от страданий.
Освобождение означает абсолютное прекращение всех мучений и страданий, ставшее возможным благодаря правильному познанию действительности. Причем освобождение — это только облегчение страданий, а не удовольствие или счастье. Для достижения освобождения необходимо приобрести истинное познание своего я и всех других объектов опыта. Необходимо понять, что наше я отлично от тела, ума, чувств и т. д.
Ефремов сам ученый, познающий новое с помощью науки. Его персонажи логичны, научно мыслят и одной из важнейших задач считают познание, которое позволит не просто достичь личного счастья, а построить лучший мир для всех.

Санкхья

Для санкхья характерна дуалистическая метафизика. В конечном счете признается реальность только двух начал: первоматерии (пракрити) и духа (пуруша). Всего существует 24 начала материи и 1 начало духа, Я. Всего 25. Спасение заключается в освобождении духа, Я от материи.
Понимание путь освобождения Я от ума и тела школы санкхья примыкает к школе йога.

Йога

Йога признает метафизику санкхья, но добавляет к 25 ее началам еще одно - Бога, верховного Я.
Наиболее известная восьмичленная йога Патанджали включает:
1) пятиричное самообуздание - ненасилие, правдивость, неворовство, половое воздержание и неприятие даров.
2) пять предписаний - чистота, удовлетворенность, подвижничество, самообучение и упование на бога Ишвару.
3) особые позы (асана).
4) контроль за дыханием.
5) отвлечение от чувств и контроль за ними.
6) концентрация на объекте.
7) созерцание.
8) глубокое сосредоточение.
Если указанный восьмеричный путь пройден, то йог избавляется от всех страданий, вызванных кармой.
По своей сути йога представляет собой этическое учение, дополненное хорошо развитым психологическим тренингом. В коммунистическом мире Ефремова йога широко применяется и как этическое учение и как психологическая методика самосовершенствования, разумеется без мистической составляющей. Хотя Ефремов и интересуется еще не исследованными наукой человеческими способностями, такими как телекинез и телепатия, но подходит к ним с научных позиций.

Миманса

Главная идея мимансаков состоит в том, что Веды - важнейший источник знания, а предписываемые ими ритуалы и есть средство освобождения. Мимансаки, по сути, защищают те изложенные в Ведах нравственные нормы, в которых своеобразно обобщен многовековой опыт жизни древних индийцев. Миманса - это этическая теория долженствования, защита традиционализма.
Веды - составляют большой массив разнородных текстов исследование которых выходит за рамки этой работы.

Веданта

По учению веданты, источник истинного ведения есть откровение, шрути. Откровением признается здесь все содержание Вед, которые произошли раньше мира, из дыхания верховного существа (Брахмы), и лишь записаны впоследствии древними святыми мудрецами (риши).
Хотя откровение содержится в Ведах, но одно изучение священного текста не даёт само по себе истинного спасения: требуются ещё иные, предварительные условия. Эти условия таковы:
- различение между вечным и невечным бытием;
- отречение от всякой внешней награды в этом мире и в будущем;
- обладание так называемыми шестью средствами: спокойствием духа, умеренностью, отрешенностью, терпением, сосредоточенностью, верой;
- стремление к избавлению.
Усевшись в уединенном месте, освободившись от страстей, обуздав чувства, размышляя об Атмане и Брахмане, их тождестве, человек достигает своего подлинного бытия, становится всезнающим, вездесущим и бессмертным. Так исчезает различие между добром и злом и достигается святость.
Конечно такая уединенность, отрешенность от мира не близка коммунистам Ефремова. Хотя спокойствие духа, умеренность, терпение и сосредоточенность встречаются повсеместно и являются достойными для подражания.

Вывод

Обращает на себя внимание эгоизм, индивидуализм перечисленных древнеиндийских философий. Во главу угла поставлено личное спасение от страданий или же достижение наслаждения, удовольствия. Герои Ефремова, защищенные огромной силой науки и своего развитого общества, все равно глубокого страдают от того, что где-то еще есть несправедливость, мучение, рабство. Это страдание постоянно толкает их на борьбу c человеческой жестокостью, невежеством, разрушительными силами природы. Безразличие для коммуниста совершенно не приемлемо. Осознание того, что есть еще что-то неизведанное мучительно для борцов будущего.

Список литературы:
1) Википиедия
2) История философии. В. А. Канке
Tags: вырица, доклад, индия, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments