азербайджанец (sushilshik) wrote,
азербайджанец
sushilshik

Информационные аспекты по юнговской типологии

Так уж вышло, что соционикой на практике пользуется уже довольно много людей и уже не один год. Опыт накапливается, люди иногда в разговоре вдруг упомянут соционический термин и кто-то рядом откликается, что мол тоже в курсе — частенько между интересующимися сразу вспыхивает оживленное обсуждение. Но в общем об этой теме люди не заговаривают — это «как бы» тема «о которой не говорят». Нечто вытесненное из коллективного сознания. Потому что юнговская система позволяет определять слабые стороны людей. Поэтому тот, кто знает — помалкивает, чтобы не прослыть «шулером» человеческих отношений и не потерять общественное доверие. ИМХО, если ситуацию не исправить, то юнговское открытие на уровне общественного опыта так и останется не более чем примитивным набором манипулятивных приемчиков, которыми пользуется узкий круг посвященных.

Важно, что система позволяет определять не только наши слабые, но и сильные стороны, в том числе и наши скрытые резервы о которым мы может быть никогда и не догадывались или никогда не ценили как что-то полезное и перспективное. К сожалению, в стереотипы и табу общественной традиции не помещается все богатство знания, которое вытекает из юнговского открытия. Закономерности устройства человеческого характера и закономерности интертипных отношений — могут помочь оптимизировать нормы социальной организации общества, а значит и решить массу наших личных затыков и проблем, например, навязываемые нашей культурой и традицией крайне прямолинейные и не детализированные стереотипы Желаемого и Действительного. Не только Желаемое является набором стереотипов, которые прививаются нам с детства, но и само восприятие нами Действительного определяется традиционными шаблонами и стереотипами. Многие люди испытывают мучительный конфликт между Желаемым и Действительным, из-за этого постоянно переживают свою беспомощность, чувствуют себя несчастными и бесполезными, а на самом деле их сильные стороны характера и вытекающих из них способности и таланты просто не ценятся в традиционной культуре, потому что не соответствуют традиционным «ожиданиям» от той или иной социальной роли из их традиционного набора, не имеют образцов с которыми можно было бы ассоциироваться в мифе чьи корни растут из самых древних и примитивных обществ. Отсюда неразрешимые вечные конфликты с близкими, с самими собой. Кто серьезно борется с атавизмами в морально-нравственных кодексах, традициях, табу и нормах общества? В результате несовершенства социальных норм масса людей «уходит в утиль» вместо того, чтобы обогащать общество материально и духовно.

В предыдущем посте я упомянул о двух юнговских дихотомиях — этическое-логическое и сенсорное-интуитивное, а также о двух дихотомиях, которые добавили Майерс и Бриггс — интровертное-экстравертное и рациональное-иррациональное. Если «помножить» первую дихотомию на третью мы получим соционические функции с жаргонными названиями «Черная Этика», «Черная Логика», «Белая Этика» и «Белая Логика». Приставки Черная-Белая — это такие путающие всех адекватных людей термины-заместители Интровертное-Экстравертное. Зачем авторы соционики так перегрузили свою идею лишней жаргонной терминологией? Наверное, чтобы способствовать начальному росту сообщества вокруг соционики. Так обычно делается. Но вернусь к теме. Дихотомия Сенсорное-Интуитивное также помноженная на дихотомию Интровертное-Экстравертное дает функции «Черная Сенсорика», «Черная Интуиция», «Белая Сенсорика» и «Белая Интуиция». А дихотомия Рациональное-Иррациональное, четвертая по порядку, проявляется только в положении функций в системе характера. В итоге мы получили 8 функций, которые обычно для краткости записывают так: ЧЭ, ЧЛ, БЭ, БЛ, ЧС, ЧИ, БС, БИ. Из 8 функций составляется 16 соционических характеров. В соционике еще есть графические значки для обозначения каждого канала, например, Черная Логика — это черный квадратик. Но ИМХО эти графические значки — излишество, двухбуквенной записи более чем достаточно и не нужно копипастить массу мелких картинок в текст верстки =) Термин «функция» еще иногда заменяют на «канал», но «функция» — самое распространенное название. В общем неустойчивость терминологии — это проблема о которую будут спотыкаться все, кто взялся изучать юнговские типологии.

Список соционических функций (Upd. аспектов) по книге «Соционика в работе с персоналом или Что показывает MBTI?» (Е. А. Удалова, 2012) с некоторыми моими примечаниями и правками:

— Черная Логика (деловая логика) — отвечает за информацию о ресурсе, технологиях, пользе, целесообразности, описании манипуляции с объектами, трудозатратах, стоимости. От себя добавлю, что в общем это вся информация о манипулировании конкретной материей, например, «взять такой-то грузовик, поехать на такой-то склад, загрузить полный грузовик кирпичей, отвезти кирпичи на такую-то стройку, выгрузить в таком-то углу строительной площадки».

— Белая Логика (структурная логика) — отвечает за информацию о соотношениях объектов, законах их поведения, смыслах и правилах, моделях явлений. Добавлю, что это вся информация об абстракциях связанных с миром материи — алгоритмы, пропорции, измерения, программы, законы, логика, математика, анализ, финансы. Часто это выражается в проверке и оптимизации материальных действий с помощью логики, например, «мы тут посчитали, что, если строители будут бетон смешивать не на глазок, а отмеривать по пропорции 1 доля цемента, 3 доли песка, 1 доля воды, то бетон будет не хуже, нам хватит имеющегося песка, поэтому не нужно будет гнать за ним грузовик лишний раз».

— Черная Этика (этика эмоций) — про ЧЭ в книге написано ИМХО не правильно, приведу полностью свое определение. В общем это все, что связано с социальным конкретным: создание команд, создание конкретных чувств и отношений между людьми, «добыча» людей, «строительство» людей (прокачка, повышение компетенции), «переделывание» людей (например, «сделать» человека менее разговорчивым), создание конкретных чувств по отношению к чему-то или кому-то, выражение чувств, заражение своими чувствами окружающих, навязывание своих эмоциональных переживаний, навязывание и закрепление определенных чувств, смена восприятия реальности с помощью эмоций. Например, методом убеждения, заражения эмоциями или «привода за ручку» собрать несколько человек в конкретную ватагу-команду. Цинично говоря — поиск кадров максимально доступной ценности и сбор их в взаимодействующую команду. Как-то так. То есть Черная Логика в принципе идентична Черной Этике, только объекты разные — первая о перемещении материи и создании из нее конструкций, вторая — о перемещении людей и создании из них команд и групп, социальных конструкций.

— Белая Этика (этика отношений) — БЭ тоже в книге ИМХО описана непонятно. Лучшие ИМХО будет так: это абстрактная информация о мире социального — нравственные нормы, справедливость, церемонии, ритуалы, религии, культы, патриотизм, нация, божества, идеологии, реклама, PR, вежливость, этикет, мораль и нравственность, рефлексия, гуманизм, искренность, атмосфера в коллективе, доверие, дружба, исповедь, признание, прощение, вина, совесть, принятие человека сообществом, коммуникации, маски, социотехника, семья, социальные институты, сообщества, кружки, клубы, движения, психология, убеждения, бессознательное. То есть этическая «математика» — темы связанные с оптимизацией создания и поддержки групп и команд.

— Черная Интуиция (интуиция возможностей) — отвечает за информацию о потенциальных возможностях объектов, о вариантах развития событий, о целостной картине мира и его общем потенциале. Например, мониторинг новостей, тайны, интриги и расследования =) путешествия, футурология, идеи, инновации, разведывание, скрытые возможности, тренды и тенденции, диалектика, ТРИЗ, SWOT анализ, поиск выхода из положения.

— Белая Интуиция (интуиция времени) — (с исправлением и дополнением) история явлений, временная связь событий, прогнозирование, умение успевать вовремя, оказываться в нужном месте в нужное время, все успевать не торопясь, мода, ритмы событий, воображение, «замечтался и улетел далеко в своих фантазиях», сны наяву, daydreaming, flashback, переживание воображаемых приключений, воспоминания, рисование, сны и видения, альтернативные реальности, сочинение музыки, сценариев, романов, историй и сказок.

— Черная Сенсорика (волевая сенсорика) — информация о пространстве и территории, значимость форм и влияние, сила, агрессия, красота формы объекта. Добавлю — доминирование, унижение, примирение, сопротивление, подавление, наказание, месть, уничтожение, иерархия, субординация, опасность, собственность. Сравнение и оценка конкретных объектов и людей по разным критериям, например, качеству, важности, силе, пользе, опасности.

— Белая Сенсорика (сенсорика отношений) — информация о соотношении форм объектов, гармонии, вкусах, эргономике, комфорте, здоровье, качестве объектов, их цветах и фактурах. Например, кулинария, рецепты, массаж, баня, парфюмы и кремы, деликатесы, вкусно и со смаком кушать, комфортно и красиво одеваться, физические наслаждения, чистота и уют в доме, забота.

Любую из наших мыслей, ощущений, образов можно отнести хотя бы к одной из этих функций.

Пропорции времени, которое мы в среднем тратим на каждый из каналов в течение дня — фактических определяет и наш характер. На какие функции мы тратим больше времени, те сферы мышления, знаний, практики развиваются у нас лушче, а чем жертвуем, то развивается в той или иной степени плохо — опыт не накапливается, выученное забывается. Есть разные теории, почему у человека изначально закладывается определенный приоритет одних функций над другими, например, есть теория детских травм — к какой функции можно отнести травму, та функция и перестает развиваться, а противоположная функция согласно дихотомии становится основной для взаимодействия с миром, адаптации к миру, защиты от тревог и экзистенциального страха. Вообще соционика — это по сути набор простых методов бытового психологического анализа, вроде домашнего диагностирования болезней методом градусника подмышкой =) Работает и без академических объяснений. Естественно, что на юнговской типологии, Майерс-Бриггс и соционике свет клином не сошелся, существует миллион других типологий, но все равно соционика — это огромный шаг вперед по сравнению с мизерным по продуктивности уровнем бытовой типологии «холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик».

Если уж 16 соционических характеров определяется количеством времени, которое мы в среднем тратим в течение каждого дня на каждую из функций, то это не обычные маски, которые мы сознательно «одеваем» на работу, в гости или в лифте. Часть функций в каждом характере расположена в бессознательном и мы не осознаем их, к тому же функции связаны между собой определенными закономерностями — поэтому сам наш внутренний характер нельзя сменить как маску, можно только некоторое время играть «маску» другого характера, внутренне оставаясь прежним, и такая игра всегда большой стресс для человека.

Это второй пост на тему, а первый тут
Tags: психология, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments