азербайджанец (sushilshik) wrote,
азербайджанец
sushilshik

Про юнговскую типологию характеров



Интересная тема про юнговские психологические типы — распространенное во всем мире название «Типология Майерс-Бриггс», а у нас закрепилось название «Соционика». Мода на эту тему в СССР началась в 80-е. В узких кругах посвященных =) все друг друга типировали, анализировали меж собой закономерности взаимоотношении, радовались, ошибались, увлекались и разочаровывались =) Я впервые услышал о Соционике примерно в 2006 году и мне тогда вся эта тема показалась некоей иррациональной спекуляцией вроде астрологии. Но года 3 назад один хороший человек помог разобраться в рациональных основах идеи. Я с тех пор почитываю тему и расскажу вам вводную, вдруг кому пригодится.

Если очень коротко, то Юнг в 1921 году опубликовал книгу «Psychologische Typen», разобрал в ней некоторые уже существующие типологии и предложил свой принцип. Идея в дихотомии, в делении всего объема на две части. Берется, например, категория деления на социальное (люди, сообщества, законы морали) и на материальное (машины, сырье, логика) и мы смотрим на что у какого-то человека больше интеллект «заточен». Интеллект специализируется на одной из сторон дихотомии и наше сознание неизбежно специализируется на обработке информации из одной темы в ущерб другой. То есть человек в течение дня просто в среднем тратит больше времени, например, на этику и меньше на логику, или наоборот — что-то одно оказывается развито лучше. Поэтому в теримнологии соционики мы делимся на логиков и этиков — логики лучше думают и фокусируют внимание на темах связанных с материальным миром и его абстракциях, а этики, соответственно — лучше  мыслят о социальной сфере и ее абстракциях.

Плюс к дихотомии логика-этика Юнг ввел еще и дихотомию по категории ощущение-интуиция. В соционике ощущение называется сенсорикой. Сенсорика — это ощущение и восприятие реального мира, а интуиция подразумевает воображение, воспоминания, фантазии о будущем. Соответственно людей можно поделить на тех, кто обычно чаще фокусирует внимание на сенсорном и на тех, кто фокусируется на интуитивном. Сенсорные сфера информации — это, например, ощущать вкус еды, удобство одежды, силу своих мышц (или чужих), оценивать крепость металлической конструкции. Интуитивная сфера — например, продумывать схемы развития событий, вспоминать случаи из прошлого, размышлять над историей, читать роман и в воображении переноситься в мир этого романа, самому выдумывать роман. При этом не важно различие на визуалов, аудиалов и кинестетов — можно ведь и разговор воображать и кинестетические ощущения — главное, воображается эта информация или считывается из реального мира.

В 20-е годы Isabel Myers (1897-1980) и ее мать Katharine Cook Briggs (1875-1968) прочитали книгу Юнга и начали развивать его идеи. В результате они добавили еще две дихотомии — экстраверсия-интроверсия и рациональность-иррациональность. Иррациональность тут не в негативно-ругательном смысле =) Просто одни люди чаще стараются все заранее планировать и действовать по этим планам, а другие чаще действуют экспромтом, каждый из этих подходов имеют свои плюсы и минусы — та самая диалектика =) Потом Майерс и Бриггс создали знаменитый тест-опросник MBTI, чтобы типировать можно было «автоматически», без привлечение специалиста.

В результате из 4-х дихотомий получается 16 комбинаций (два в четвертой степени). Каждая комбинация представляет отдельный характер. Фишка юнговской теории в том, что можно вычислять сильный и слабые стороны каждого характера и закономерности отношений обладателей этих характеров. Плюс Юнг нашел закономерности связи вычисляемых элементов характеров с бессознательным. То есть часть сторон дихотомий (в соционики они называются каналами или функциями и их всего, соответственно 8) находятся у человека в бессознательном. А значит и дают доступ в бессознательное. В соционике можно найти принципы размещения каналов в Ид, Супер-Ид, Эго и Супер-Эго. Но это я уже углубляюсь в соблазнительные психологические детали =)

На практике юнговские типологии используют, например, кино- и тв-сценаристы, чтобы быстро детализировать характеры персонажей и их отношения, а самим сосредоточиться на проработке событий, сцен, мира сюжета. Это как раз удобно для сценаристов логиков. Еще типологии используют в менеджменте и HR для постройки команд и наладки отношений в них, в рекламе и маркетинге, например, при анализе целевых групп. Вообще, конечно, соционика штука аморальная, она разрушает романтику отношений, доверие, но, ИМХО, лучше знать эти штуки, чтобы их труднее было использовать против нас, чтобы паразиты и манипуляторы не разрушили романтику и простое человеческое доверие между нами вообще в ноль.

Интертипные отношения (закономерности отношений между обладателями определенных характеров-типов) — очень интересная тема. Например, есть дуальные отношения — это значит, что два человека с двумя определенными характерами идеально взаимодополняют друг друга. Один специализируется и силен в том виде информации и деятельности, в котором слаб другой и наоборот. ИМХО, кстати, Юнг выявил новый слой гендеров. Мужской и женский гендер — это тоже характеры и они в идеале дополняют друг друга — своего рода дуальны, если говорить в соционической терминологии. ИМХО в один ряд с соционическими характерами могут встать не только гендеры, но и дуальные роли взрослого и ребенка. Тут интересные выходы на темы инициации, смены ролей, характеров, идентичностей, идеологические роли-идентичности, религиозные роли-идентичности, национальные роли-идентичности, а уж какие перспективы открываются в сфере выявления закономерностей «интертипных» отношений в системах этих ролей-идентичностей... =)

Но тяжкая беда поразила соционику =) Типологическая аналитика — это бизнес, консультационный бизнес, а значит конкуренция, борьба стандартов и терминологий. Между собой воюют не только отдельные соционические школы и эксперты, но и вообще соционика воюет с типологией Майерс-Бриггс, правда последняя об этом, на сколько я понимает и не догадывается. В эту борьбу ухитрились замешать аж даже политику, национализм и имперский традиционализм. Естественно вся эта катавасия не идет на пользу соционике, доверию к ней, так как борьба к тому же идет не всегда честными методами.

Интересно, когда мы дождемся, что в газетах и по телеку начнут комментировать и анализировать характеры важных персон, делать из этого выводы, оценивать удачность назначений того или иного чиновника на определенную должность или инициативу какого-то предпринимателя в новой для него сфере. А то-ж вроде Юнг больше 100 лет назад открытие свое сделал, а мы до сих пор все делаем вид, что этого всего как бы и нет =)
Tags: психология, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments